Авто текста: hiv (при участии А. Башкирова и Е. Кузнецова)

Свердловск был одним из немногих городов СССР, в котором эксплуатировались сочлененные трамвайные вагоны Татра К-2. Правда работали «трамваи с гармошкой» в нашем городе относительно недолго: с 1967 по 1980 годы. Такие вагоны выпускались для советских городов заводом «Татра Смихов» с 1966 по 1969 годы. Кроме Свердловска они поставлялись в Москву, Новосибирск, Куйбышев (Самару), Уфу, Тулу, Ростов-на-Дону, Харьков.

Сочлененный трамвай-гармошка К-2 на свердловских улицах.
Трамвай К-2 № 815 на 4 маршруте

Всего в Свердловск поступило 20 вагонов К-2. Эксплуатировались они на самых напряженных трамвайных маршрутах, проходящих по центру города – 4, 15 и 18. Все вагоны были приписаны к Южному депо и имели инвентарные номера 801–820.

К-2 были шестиосными сочлененными вагонами. Кузов опирался на три двухосные тележки. Передняя и задняя тележки были полностью аналогичны по конструкции тележкам вагонов Т-3. Передаточное отношение редукторов 8,775. Средняя тележка, установленная под узлом сочленения кузова, не имела тяговых двигателей. Длина вагона составляла 21,6 метра. Масса вагона 21,9 тонны.

Трамвай К-2 № 816 возле Почтамта. Следует по 18 маршруту.
Трамвай К-2 № 816 возле Почтамта. Следует по 18 маршруту.

Внешне вагоны К-2 имели некоторые отличия от вагонов Т-3. Это связано не только с наличием сочлененного кузова. Борта вагона были обшиты гофрированным листом. Для охлаждения тяговых двигателей задней тележки был предусмотрен отдельный вентилятор, приводимый в действие электродвигателем 24 вольта. Для забора воздуха на левой стороне задней секции кузова имелись жалюзи, аналогичные по конструкции жалюзи двигатель-генератора, но меньшие по размеру. Лобовые части кузова были такими же, как и на вагонах Т-3. На вагонах первых выпусков маршрутный указатель имел удлиненную форму, потом его стали делать прямоугольным. Работа вагонов по системе многих единиц не предусматривалась, поэтому жоксов на лобовых частях не было.

Трамвай К-2 на площади 1905 года г. Свердловска
Трамвай К-2 на площади 1905 года
Та самая «гармошка»

Внутренняя отделка салонов вагона К-2 была в основном такой же, как и на Т-3, выпускавшихся в те годы. Оконные рамы и перегородка кабины водителя были оклеены моющимися декоративными обоями. Мест для сидения – 49. Сиденья справа однорядные, слева двухрядные, мягкие, с отделкой из красного дерматина. На задней площадке, в отличие от вагонов Т-3, сидений не было. Там по периметру был сплошной поручень. В торцевой стенке располагался маневровый пульт управления, закрытый запираемой дверцей. Сочленение кузова было выполнено аккуратно, в этом месте в полу над тележкой был поворотный круг. Освещение салона люминесцентное, как и на Т-3.

Салон музейного вагона К-2. Фото 2003 года
Салон музейного вагона К-2. Фото 2003 года.

Кабина водителя и пульт управления практически не отличались от вагона Т-3. Аналогичными были и органы управления вагоном: пусковая, тормозная педали и педаль безопасности.

Уровень шума в салоне был такой же как и на Т-3. В задней секции кузова небольшой шум давал дополнительный вентилятор.

По сравнению с Т-3 вагон К-2 медленнее разгонялся и тормозил. Это было связано с его большей массой, увеличенным передаточным отношением редукторов и особенностью электрической схемы.

В отличие от Т-3 на вагонах К-2 при пуске и торможении использовался прямой и обратный ход крестовины ускорителя, что увеличивало количество позиций и повышало плавность хода.

На средней тележке был установлен дисковый тормоз с электромагнитным приводом, с торможением двумя ступенями. В последние годы эксплуатации вагонов дисковые тормоза средней тележки при подходе к остановке сильно скрипели.

Во всем остальном вагоны К-2 были аналогичны Т-3.

В настоящее время единственный сохранившийся на территории России вагон К-2 находится на музейной площадке Южного трамвайного депо в Екатеринбурге. Вагон № 813 долгое время использовался в качестве склада и в 1998 году был восстановлен для музея ЕТТУ.

Борт. №Год постройкиЗав. №Год списанияПримечание
80119671558301977
80219671558311977
80319671977с 1976 г. «учебный» № 955
80419671977с 1976 г. «учебный» № 956
8051967 1558321977
80619681580001978
80719681580011978
80819681580021978
8091968158003
1978
81019681580041979
81119681580201977
81219681580211977
81319681580221979Музейный. До 1998 г. — склад
81419681580231980
81519681580241980
81619691980
81719691980
81819691980
81919691980
82019691980
Музейный вагон К-2 в 2002 году
Музейный вагон К-2 в 2002 году
Музейный вагон К-2 в 2002 году
 Музейный вагон К-2 в 2004 году
Музейный вагон К-2 в 2004 году
В салоне музейного вагона К-2. 2014 год.
В салоне музейного вагона К-2. 2014 год.