Авто текста: hiv (при участии А. Башкирова и Е. Кузнецова)
Свердловск был одним из немногих городов СССР, в котором эксплуатировались сочлененные трамвайные вагоны Татра К-2. Правда работали «трамваи с гармошкой» в нашем городе относительно недолго: с 1967 по 1980 годы. Такие вагоны выпускались для советских городов заводом «Татра Смихов» с 1966 по 1969 годы. Кроме Свердловска они поставлялись в Москву, Новосибирск, Куйбышев (Самару), Уфу, Тулу, Ростов-на-Дону, Харьков.
Всего в Свердловск поступило 20 вагонов К-2. Эксплуатировались они на самых напряженных трамвайных маршрутах, проходящих по центру города – 4, 15 и 18. Все вагоны были приписаны к Южному депо и имели инвентарные номера 801–820.
К-2 были шестиосными сочлененными вагонами. Кузов опирался на три двухосные тележки. Передняя и задняя тележки были полностью аналогичны по конструкции тележкам вагонов Т-3. Передаточное отношение редукторов 8,775. Средняя тележка, установленная под узлом сочленения кузова, не имела тяговых двигателей. Длина вагона составляла 21,6 метра. Масса вагона 21,9 тонны.
Внешне вагоны К-2 имели некоторые отличия от вагонов Т-3. Это связано не только с наличием сочлененного кузова. Борта вагона были обшиты гофрированным листом. Для охлаждения тяговых двигателей задней тележки был предусмотрен отдельный вентилятор, приводимый в действие электродвигателем 24 вольта. Для забора воздуха на левой стороне задней секции кузова имелись жалюзи, аналогичные по конструкции жалюзи двигатель-генератора, но меньшие по размеру. Лобовые части кузова были такими же, как и на вагонах Т-3. На вагонах первых выпусков маршрутный указатель имел удлиненную форму, потом его стали делать прямоугольным. Работа вагонов по системе многих единиц не предусматривалась, поэтому жоксов на лобовых частях не было.
Внутренняя отделка салонов вагона К-2 была в основном такой же, как и на Т-3, выпускавшихся в те годы. Оконные рамы и перегородка кабины водителя были оклеены моющимися декоративными обоями. Мест для сидения – 49. Сиденья справа однорядные, слева двухрядные, мягкие, с отделкой из красного дерматина. На задней площадке, в отличие от вагонов Т-3, сидений не было. Там по периметру был сплошной поручень. В торцевой стенке располагался маневровый пульт управления, закрытый запираемой дверцей. Сочленение кузова было выполнено аккуратно, в этом месте в полу над тележкой был поворотный круг. Освещение салона люминесцентное, как и на Т-3.
Кабина водителя и пульт управления практически не отличались от вагона Т-3. Аналогичными были и органы управления вагоном: пусковая, тормозная педали и педаль безопасности.
Уровень шума в салоне был такой же как и на Т-3. В задней секции кузова небольшой шум давал дополнительный вентилятор.
По сравнению с Т-3 вагон К-2 медленнее разгонялся и тормозил. Это было связано с его большей массой, увеличенным передаточным отношением редукторов и особенностью электрической схемы.
В отличие от Т-3 на вагонах К-2 при пуске и торможении использовался прямой и обратный ход крестовины ускорителя, что увеличивало количество позиций и повышало плавность хода.
На средней тележке был установлен дисковый тормоз с электромагнитным приводом, с торможением двумя ступенями. В последние годы эксплуатации вагонов дисковые тормоза средней тележки при подходе к остановке сильно скрипели.
Во всем остальном вагоны К-2 были аналогичны Т-3.
В настоящее время единственный сохранившийся на территории России вагон К-2 находится на музейной площадке Южного трамвайного депо в Екатеринбурге. Вагон № 813 долгое время использовался в качестве склада и в 1998 году был восстановлен для музея ЕТТУ.
Борт. № | Год постройки | Зав. № | Год списания | Примечание |
801 | 1967 | 155830 | 1977 | |
802 | 1967 | 155831 | 1977 | |
803 | 1967 | — | 1977 | с 1976 г. «учебный» № 955 |
804 | 1967 | — | 1977 | с 1976 г. «учебный» № 956 |
805 | 1967 | 155832 | 1977 | |
806 | 1968 | 158000 | 1978 | |
807 | 1968 | 158001 | 1978 | |
808 | 1968 | 158002 | 1978 | |
809 | 1968 | 158003 | 1978 | |
810 | 1968 | 158004 | 1979 | |
811 | 1968 | 158020 | 1977 | |
812 | 1968 | 158021 | 1977 | |
813 | 1968 | 158022 | 1979 | Музейный. До 1998 г. — склад |
814 | 1968 | 158023 | 1980 | |
815 | 1968 | 158024 | 1980 | |
816 | 1969 | — | 1980 | |
817 | 1969 | — | 1980 | |
818 | 1969 | — | 1980 | |
819 | 1969 | — | 1980 | |
820 | 1969 | — | 1980 |