Одна из самых интересных трамвайных линий города – линия на Зелёный остров. Первоначально ветка подъездной железной дороги к электростанции на Большом конном полуострове визовского пруда принадлежала Верх-Исетскому заводу. В 1935 году завод передал её Свердловской городской железной дороги (тогда так именовалось нынешнее ТТУ). С тех пор по этой ветке бегут трамваи.
10 ноября «Уральский рабочий» сообщал:
«Утром 7 ноября открылась новая трамвайная линия протяжённостью в 4 километра, соединившая ВИЗ и Свердловск с рабочим посёлком электростанции имени Рыкова. До сих пор этот путь рабочие были вынуждены проделывать пешком. В 7 часов утра на новую линию было подано 2 поезда. Всего за 7 ноября проехало 2025 человек».
Линия была однопутной с разъездом, поэтому работала она по жезловой системе: при встрече двух вагонов на разъезде, водитель, следующий с ВИЗа, передавал металлический жезл водителю, следующему с Электростанции, а тот, приехав на ВИЗ, предъявлял его диспетчеру. К слову, табличка «Место передачи жезла» сохранилась до наших дней.
В 1962 году на Электростанции было сооружено разворотное кольцо, до этого там был тупик, что обусловило тип используемого подвижного состава. Поначалу здесь ходили двухкабинные (имевшие 2 поста управления) вагоны серии МС (№№ 099 и 100).
В конце 30-х эти трамваи были переведены в спецсостав. Им на смену пришла интересная конструкция – «тяни-толкай»: два вагона серии Х, сцепленные задними сцепными приборами. Такой состав доезжал до тупика, водитель опускал дугу на ведущем вагоне, поднимал её на втором,переходил в его кабину и ехал обратно.
После ликвидации тупика подобные ухищрения уже не требовались. В 1972 году ветераны-«хашки» ушли на покой, сюда пришли цельнометаллические МТВ-82. Поговаривают, что ходили они исключительно двухвагонными составами – моторный+прицепной. И несмотря на массовое появление более совершенных чешских вагонов, МТВшки продержались здесь до самого конца своей экспулатации – до 1980 года. В Свердловске не осталось вагонов с дуговыми токоприёмниками, а особенности данной линии (плавающее путевое хозяйство и смещающаяся контактная сеть) не позволяли использовать современные вагоны с токоприёмниками типа «пантограф». Ничего не оставалось, как установить на чешские трамваи Т-3 старые дуги.
Вспоминает один из местных жителей:
«С начала 80-х я жил на ВИЗе, на Викулова, в 150 метрах от этой линии, так что то, что там ходило, помню довольно неплохо. К сожалению, МТВ-82 мне там застать уже не удалось, все мои воспоминания ограничены только Т-3. В начале 80-х по 11 маршруту ходили следующие вагоны: 005, 029, 033, 034. Все они были закреплены за 11-м постоянно, на всех были установлены бугели (дуговые токоприёмники — примечание Е. К.), раз в 2–3 дня вагоны менялись. Где-то в 1983–1984 годах впервые на моей памяти на 11-м маршруте появилась сплотка – 158-159. На первом вагоне был установлен бугель, на втором — пантограф. Время от времени она с 11-го исчезала, иногда ее можно было заметить в городе на других маршрутах – бугель был опущен, поднят пантограф на 2-м вагоне. Вообще, появления сплотки в наших краях для меня казалось чем-то из ряда вон выходящим (по Викулова тогда ходили только одиночки 3-го, 21-го, а впоследствии и 1-го маршрутов), мы специально ездили на ней кататься по всему маршруту. Потом эта сплотка с 11-го исчезла. Через некоторое время (где-то в 1985–1986) появилась другая – 160-161. Она проходила на 11-м довольно долго, то появляясь, то исчезая. Где-то в это же время был списан вагон 005. Тогда же навсегда исчезли с 11-го вагоны 033 и 034. Вместо них появились сначала 035, затем 018. Причем, если в начале 80-х все вагоны, ходившие на 11-м, были довольно ухоженные, то два последних выглядели из рук вон плохо, было такое ощущение, что сюда скинули то, что похуже. Три эти вагона (018, 029, 035) так и проходили на 11-м вплоть до момента передачи его в Западное депо, туда они и ушли под номерами 612, 614 и 615 соответственно. Первое время именно они и продолжали ходить. 614-615 на какое-то время сцепляли вместе, но долго эта сплотка не просуществовала. 612 и 615 были списаны почти одновременно. Тогда же на 11-м начало появляться всё что угодно, особенно когда вместо бугелей они стали ходить с пантографами (по моим прикидкам — где-то в 1995 году) — вагоны менялись чуть ли не каждый месяц. Но 614 все это время продолжал исправно служить на родном маршруте».
Времена меняются, но 11 остаётся символом постоянства. За эти годы он существенно не менялся. Он до сих пор одноколейный, его линия по-прежнему проходит по живописному берегу Верх-Исетского пруда. Как и в 1935 году здесь работают два вагона с двадцатиминутным интервалом, каждый день по много раз встречаясь на разъезде.
Использованы фотографии Олега Чалкова, Алексея Марова, Евгения Кузнецова, а также фото из коллекции Музея истории развития ЕМУП «ТТУ».