>> В городе -0.23 °C, трамваев на линии: 151

Одна из самых интересных трамвайных линий города – линия на Зелёный остров. Первоначально ветка подъездной железной дороги к электростанции на Большом конном полуострове визовского пруда принадлежала Верх-Исетскому заводу. В 1935 году завод передал её Свердловской городской железной дороги (тогда так именовалось нынешнее ТТУ). С тех пор по этой ветке бегут трамваи.

10 ноября «Уральский рабочий» сообщал:

«Утром 7 ноября открылась новая трамвайная линия протяжённостью в 4 километра, соединившая ВИЗ и Свердловск с рабочим посёлком электростанции имени Рыкова. До сих пор этот путь рабочие были вынуждены проделывать пешком. В 7 часов утра на новую линию было подано 2 поезда. Всего за 7 ноября проехало 2025 человек».

Линия была однопутной с разъездом, поэтому работала она по жезловой системе: при встрече двух вагонов на разъезде, водитель, следующий с ВИЗа, передавал металлический жезл водителю, следующему с Электростанции, а тот, приехав на ВИЗ, предъявлял его диспетчеру. К слову, табличка «Место передачи жезла» сохранилась до наших дней.

В 1962 году на Электростанции было сооружено разворотное кольцо, до этого там был тупик, что обусловило тип используемого подвижного состава. Поначалу здесь ходили двухкабинные (имевшие 2 поста управления) вагоны серии МС (№№ 099 и 100).


В конце 30-х эти трамваи были переведены в спецсостав. Им на смену пришла интересная конструкция – «тяни-толкай»: два вагона серии Х, сцепленные задними сцепными приборами. Такой состав доезжал до тупика, водитель опускал дугу на ведущем вагоне, поднимал её на втором,переходил в его кабину и ехал обратно.

После ликвидации тупика подобные ухищрения уже не требовались. В 1972 году ветераны-«хашки» ушли на покой, сюда пришли цельнометаллические МТВ-82. Поговаривают, что ходили они исключительно двухвагонными составами – моторный+прицепной. И несмотря на массовое появление более совершенных чешских вагонов, МТВшки продержались здесь до самого конца своей экспулатации – до 1980 года. В Свердловске не осталось вагонов с дуговыми токоприёмниками, а особенности данной линии (плавающее путевое хозяйство и смещающаяся контактная сеть) не позволяли использовать современные вагоны с токоприёмниками типа «пантограф». Ничего не оставалось, как установить на чешские трамваи Т-3 старые дуги.

Вагон № 625 с дуговым токоприемником на 11 маршруте
Вагон № 625 с дуговым токоприемником
Вагон № 614 с дуговым токоприемником на 11 маршруте
Вагон № 614 с дуговым токоприемником
Вагон № 614 с дуговым токоприемником на 11 маршруте
Вагон № 614 с дуговым токоприемником
Вагон № 646 с дуговым токоприемником на 11 маршруте
Вагон № 646 с дуговым токоприемником

Вспоминает один из местных жителей:


«С начала 80-х я жил на ВИЗе, на Викулова, в 150 метрах от этой линии, так что то, что там ходило, помню довольно неплохо. К сожалению, МТВ-82 мне там застать уже не удалось, все мои воспоминания ограничены только Т-3. В начале 80-х по 11 маршруту ходили следующие вагоны: 005, 029, 033, 034. Все они были закреплены за 11-м постоянно, на всех были установлены бугели (дуговые токоприёмники — примечание Е. К.), раз в 2–3 дня вагоны менялись. Где-то в 1983–1984 годах впервые на моей памяти на 11-м маршруте появилась сплотка – 158-159. На первом вагоне был установлен бугель, на втором — пантограф. Время от времени она с 11-го исчезала, иногда ее можно было заметить в городе на других маршрутах – бугель был опущен, поднят пантограф на 2-м вагоне. Вообще, появления сплотки в наших краях для меня казалось чем-то из ряда вон выходящим (по Викулова тогда ходили только одиночки 3-го, 21-го, а впоследствии и 1-го маршрутов), мы специально ездили на ней кататься по всему маршруту. Потом эта сплотка с 11-го исчезла. Через некоторое время (где-то в 1985–1986) появилась другая – 160-161. Она проходила на 11-м довольно долго, то появляясь, то исчезая. Где-то в это же время был списан вагон 005. Тогда же навсегда исчезли с 11-го вагоны 033 и 034. Вместо них появились сначала 035, затем 018. Причем, если в начале 80-х все вагоны, ходившие на 11-м, были довольно ухоженные, то два последних выглядели из рук вон плохо, было такое ощущение, что сюда скинули то, что похуже. Три эти вагона (018, 029, 035) так и проходили на 11-м вплоть до момента передачи его в Западное депо, туда они и ушли под номерами 612, 614 и 615 соответственно. Первое время именно они и продолжали ходить. 614-615 на какое-то время сцепляли вместе, но долго эта сплотка не просуществовала. 612 и 615 были списаны почти одновременно. Тогда же на 11-м начало появляться всё что угодно, особенно когда вместо бугелей они стали ходить с пантографами (по моим прикидкам — где-то в 1995 году) — вагоны менялись чуть ли не каждый месяц. Но 614 все это время продолжал исправно служить на родном маршруте».

Разъезд. Начало 2000-х. 614 уже с пантографом.

Однопутная линия на Зеленый остров. 2000-е годы.


Однопутная линия на Зеленый остров. 2000-е годы.


Времена меняются, но 11 остаётся символом постоянства. За эти годы он существенно не менялся. Он до сих пор одноколейный, его линия по-прежнему проходит по живописному берегу Верх-Исетского пруда. Как и в 1935 году здесь работают два вагона с двадцатиминутным интервалом, каждый день по много раз встречаясь на разъезде.

Использованы фотографии Олега Чалкова, Алексея Марова, Евгения Кузнецова, а также фото из коллекции Музея истории развития ЕМУП «ТТУ».