Маршрутная сеть в первую очередь должна соответствовать потребностям пассажиров и корректироваться, если потребности меняются (насколько позволяют рельсы, конечно). Современная маршрутная сеть екатеринбургского трамвая в основном сложилась в советское время и с тех пор сохраняется в таком законсервированном виде. Хотя за эти десятилетия полностью изменился уклад экономики, транспортная ситуация, возникли другие точки притяжения горожан. Всё это должно отслеживаться и анализироваться в постоянном режиме. Но такая работа не проводится.
Направления
Конечно, есть какие-то незыблемые вещи: например, на направлении «север – юг» всегда будут пассажиры. Но нужно ли дублировать 14-й маршрут 25-м почти на 100% процентов? Или вот уже 10 лет существует перевозящий воздух и особо никому не нужный маршрут № 33. Можно сколько угодно говорить, что общественный транспорт это социальная функция, а не бизнес, но это не значит, что он должен быть неэффективным априори. Если на трамвае 33 маршрута стабильно едет 5 человек за рейс, такой маршрут не должен существовать. Возьмем другой пример. На время ремонта Макаровского моста маршрут № 5 был направлен с Уралмаша на ЖБИ, что привело к существенному увеличению количества его пассажиров. Но когда движение по мосту частично восстановилось, «пятерку» вернули на старую трассу (хотя после пуска станций метро «Ботаническая» и «Чкаловская» в 2011–2012 гг. целесообразность этого трамвайного маршрута вызывает сомнения), а жители ЖБИ лишились удобного и востребованного маршрута.
График
Работа трамвая должна быть увязана и по времени с потребностями горожан. Наглядный пример – метро «Ботаническая». Специально для подвоза к/от метро жителей Керамики и Вторчермета был пущен трамвайный маршрут № 34. Но если последний поезд метро прибывает на станцию около полуночи, то последний трамвай по маршруту уходит в 21:50. И те, кто еще два часа мог бы воспользоваться связкой трамвай-метро, вынуждены искать альтернативные способы добраться. И этот абзац не противоречит сказанному в предыдущем об эффективности. Там где есть потенциал – его нужно развивать и стимулировать поездки. Это совсем не то же самое, что поддержание жизни изначально мертворожденного маршрута из-за опасений, что два его постоянных пассажира напишут жалобу.
Вместимость
Существенно изменил работу екатеринбургского трамвая отказ от двухвагонных поездов в выходные дни. Это действие можно объяснить и сложной экономической ситуацией, и оттоком пассажиров с трамвая. Но этот вопрос требует гибкого подхода, а не огульных решений. Есть маршруты, где и сейчас по выходным требуются двухвагонные составы. Это, как минимум, маршруты 8, 13, 19. Перевозка пассажиров в условиях дискомфорта не способствует популярности рельсового вида транспорта.
Вообще, в случае уменьшения востребованности услуги, нужно разбираться с причинами этого и пытаться вернуть клиента, а не сокращать возможности её получения. Последний путь ведет к деградации и впоследствии отказу от услуги совсем.
Но проблемы с составностью есть и в будние дни. Много лет в часы пик на маршруте № 6 на некоторых остановках физически невозможно влезть вагон. Вместо решения данной проблемы в 2018 году из-за перераспределения подвижного состава маршрут был переведен полностью на одновагонные поезда, проблема усугубилась.
Итак, подытожим. Трамваи должны перевозить пассажиров в востребованных направлениях, в нужное им время и в комфортных условиях. Эти вопросы требуют постоянного анализа, гибкого подхода и решительных действий. Именно на это должны быть направлены усилия транспортных чиновников.