Сеть трамвайных линий Екатеринбурга имеет несколько проблемных узлов, которые препятствуют нормальной организации движения и ограничивают развитие.
Дворец спорта
Один из таких узлов находится на перекрестке Радищева – Московская. В 1992 году в активно застраиваемый район Московской горки пришел трамвай – это была линия ко Дворцу спорта по улице Московской. В силу сложного рельефа местности или каких-то иных причин на нее был построен только один въезд – с Радищева в направлении от Дендрария.
По этой причине маршрут № 32 имеет такую странную геометрию и организовать движение в нужном пассажирам направлении со стороны проспекта Ленина невозможно. А в случае любых проблем на участке от цирка (авария, ремонт путей и т. д.) невозможным становится движение трамваев на Дворец спорта в принципе – резервного въезда нет. Целое направление лишается трамвайного сообщения из-за неудачного проектирования. В стратегических планах администрации города было продление линии по Московской на юг города. Но пока она является такой ущербной, это не имеет смысла. Полноценно она работать не будет. Поэтому узел на Радищева – Московской требует реконструкции.
Площадь Коммунаров
К сожалению, негативный опыт ничему не учит екатеринбургских повелителей трамваев. Поэтому аналогичная ошибка была повторена совсем недавно при строительстве трамвайной линии по улице Татитщева на узле «Площадь Коммунаров». Въезд и выезд на новую линию организованы только в прямом направлении – с площади 1905 года и на неё.
Парады, праздники, эстафеты и аварии на любом участке между площадью Коммунаров и гостиницей «Исеть» выключают из работы всю линию до Красноуральской. Жители новых многоэтажек на Татищева остаются без транспорта и вынуждены идти пешком на Крауля или ВИЗ-бульвар, чтобы уехать. А эстафет и праздников в Екатеринбурге случается немало, как и аварий. Одно из ключевых требований к общественному транспорту – стабильность и регулярность движения. С таким подходом к проектированию оно невыполнимо. На узле «Площадь Коммунаров» необходимо реализовать возможность поворота с Татищева на Московскую.
На этапе, когда в рабочую документацию можно было внести коррективы, проектировщики не стали этого делать. Видимо, постройку нормального узла, они посчитали нецелесообразной. Они ж за проектирование отвечают. А кто и как это будет эксплуатировать – не их головная боль.
Тем не менее, на узле «Площадь Коммунаров» необходимо реализовать возможность поворота с Татищева на Московскую. Лучше было бы это предусмотреть при проектировании, а не после строительства. Но это всё равно необходимо.
Станция «Волгоградская»
В декабре 2017 года на станцию «Волгоградскую» был перенаправлен маршрут № 18. Но данная конечная станция не была готова к такому повороту событий. Нужно понимать, что сейчас на маршруте работает 14 поездов в рабочие дни и 8 в выходные. А «Волгогрдаская» имеет один путь, на который и так приходят трамваи 19 и 26 маршрутов. Все усугубляется проблемой обедов: т. к. на второй конечной – «Шарташе» – нет даже диспетчерской, а на «Волгоградской» места для отстоя составов, обедать «восемнадчики» идут в депо, которое находится на следующей остановке. Массовый исход в депо мы можем видеть в расписании.
Такие маневры не лучшим образом сказываются на интервале движения. К тому же с обеда 18 трамваи выходят не на «Волгоградскую», а на «Ухтомскую». Поэтому на остановке «ул. Серафимы Дерябиной» мы можем видеть неожиданные интервалы.
Такую организацию работы маршрута сложно назвать нормальной. Но администрация Екатеринбурга не собирается ничего с этим делать. А вы знайте – станция «Волгоградская» требует реконструкции с достройкой дополнительного пути.