Чтобы воспользоваться транспортной услугой, её пользователь должен понимать, дойдет ли трамвай до нужного места, как часто он ходит и сколько ехать. Да и ходит ли он сегодня вообще? Лучшее место для получения информации – трамвайная остановка. И желательно получить эту информацию не прибегая к помощи третьих лиц. Екатеринбургский пассажир увидит в лучшем случае вот это (за исключением конечных, остановок, где указано поминутное расписание).
Посмотрев на интервал 9–23, 11–27, или тем более 11–70, означающий, что трамвай может придти как через 11 минут, так и через 70, ждать его как-то сразу не хочется (проблема интервалов 18 маршрута отдельная история, описанная здесь). Информация о маршруте не очень подробная, но понять направление движения в принципе можно, если ты ориентируешься в городе, хотя написана она достаточно мелко, а плакат находится высоко. Приезжему без схемы или карты разобраться будет непросто.
В случае с долгосрочными закрытиями движения из-за дорожных ремонтов, спортивных или праздничных мероприятий ситуация намного хуже – вывешивается очень скупая, плохо оформленная информация, не на каждой остановке и часто как попало. Последнее понятно – никакого штатного места для такой информации на трамвайных остановках Екатеринбурга не предусмотрено. В отдельных случаях в ход идет очень странная кустарщина:
Для сравнения: в Москве, даже при закрытии на один день, вывешивается объявление нормального размера и качественно иного уровня.
Хороший пример
На примере Будапешта посмотрим, как выглядит хорошее информационное обеспечение остановок.
Расписание расположено на комфортной для обзора человеком высоте. В определенные часы, когда частота движения высока, указаны интервалы. Но если время ожидания превышает 7 минут – указано поминутное расписание. Также частично применено тактовое расписание для лучшего запоминания.
Шкала над таблицей расписания показывает все остановки маршрута, расположение среди них текущей, а также хронометраж движения в минутах от текущей остановки до каждой следующей.
Для сервисной информации о временных изменениях в движении отведено специальное место.
На остановке расположена схема маршрутов, которая позволяет соориентироваться и разобраться в возможных пересадках.
Еще несколько примеров
Екатеринбург – с город с большим научным и культурным потенциалом, претендующий на проведение крупных международных событий. Не сомневаюсь, что он способен разработать и внедрить самое лучшее информационное обеспечение остановок в мире. Но пока даже объявления об открытии новых трамвайных линий выглядят не очень привлекательно.