Трамвай обладает наибольшей провозной способностью из всех видов наземного общественного транспорта.  Чтобы стабильно работать, быстро перевозя пассажиров с минимальными интервалами,  он не должен стоять в общих пробках, автомобили не должны создавать ему помех. В Екатеринбурге в этом плане многое нужно сделать.

Типичный затор на трамвайных путях в Екатеринбурге
Типичный затор на трамвайных путях. (Фото: Н. Луканин)

Примерно половина трамвайных путей находится на обособленном полотне, но вторая совмещена с проезжей частью. А трамвай должен обладать приоритетом на городских улицах.  Этот тезис уже не подвергается сомнению во всем цивилизованном  мире. И даже власти Екатеринбурга поддерживают его. Но больше на словах.

Соотношение обособленных и совмещенных трамвайных путей в Екатеринбурге
Соотношение обособленных и совмещенных трамвайных путей в Екатеринбурге (Схема: В. Злоказов)

10 лет назад мы с группой единомышленников организовали митинг в поддержку обособления трамвайных путей. Причина была проста. Администрация Екатеринбурга включила в генеральный план 2003 года изрядное количество мероприятий в данном направлении, но к 2009 не выполнила ничего из намеченного.

Стратегический проект «Удобный общественный транспорт» не выполнялся в 2009 году. Точно так же не выполняется и сейчас.

Митинг «Освободите путь трамваю».
Сентябрь 2009 года. Тогда митинги еще не были мэйнстримом. (Фото: Edwardt)

Были собраны подписи, которые затем были переданы в мэрию. Пост заместителя главы города по транспорту на тот момент только-только занял Евгений Липович. И это оказалось большой удачей – такого толкового человека на этом посту не было ни до, ни после.

Сбор подписей за обособление трамвайных путей в Екатеринбурге. Сентябрь 2009 г.
Сбор подписей за обособление трамвайных путей в Екатеринбурге. Сентябрь 2009 г.

Несмотря на то, что большую часть своей трудовой жизни Евгений Ефимович посвятил заводу керамических изделий, став вице-мэром по вопросам транспорта, экологии и благоустройства, он старался разобраться в подконтрольной ему сфере, читал профильную литературу и мыслил очень прогрессивно.  И результат не заставил себя ждать. В следующие два года было выполнено выделение трамвайных путей с помощью бордюрного камня на улице Машиностроителей (от Донбасской до 22-го партсъезда) и на Малышева (от Мира до Студенческой). Это было круто. На ряде улиц появилось выделение с помощью разметки. Эффект не тот – но всё равно прогресс.

Обособление трамвайных путей на ул. Малышева

И вот в 2012 году мэрия решила выделить трамваи на Макаровском мосту, что на улице Челюскинцев. Но тут своё истинное лицо показала ГИБДД в лице начальника областного управления, который грудью бросился защищать «притесняемые» машинки. Нашла коса на камень. Гаишники начали вставлять палки в колеса мэрии и в результате клинча программа обособления трамвайных путей сначала, как казалось, притормозила, но потом всё-таки остановилась. А после того, как Е. Е. Липович ушел из мэрии, придать её реализации импульс стало некому.

С тех пор ничего не происходит, а пассажиры трамваев теряют драгоценное время в пробках. Особенно обидно за улицу Малышева, переходящую в Высоцкого. Там осталось выделить два небольших фрагмента (от Гагарина до Мира; и от Новгородцевой до Сыромолотова), чтобы обеспечить «зеленый коридор» ЖБИ – УПИ.

Без обособления путей екатеринбургский трамвай не станет высокоэффективным транспортом. Эта первостепенная проблема должна быть решена!