Трамвай обладает наибольшей провозной способностью из всех видов наземного общественного транспорта. Чтобы стабильно работать, быстро перевозя пассажиров с минимальными интервалами, он не должен стоять в общих пробках, автомобили не должны создавать ему помех. В Екатеринбурге в этом плане многое нужно сделать.
Примерно половина трамвайных путей находится на обособленном полотне, но вторая совмещена с проезжей частью. А трамвай должен обладать приоритетом на городских улицах. Этот тезис уже не подвергается сомнению во всем цивилизованном мире. И даже власти Екатеринбурга поддерживают его. Но больше на словах.
10 лет назад мы с группой единомышленников организовали митинг в поддержку обособления трамвайных путей. Причина была проста. Администрация Екатеринбурга включила в генеральный план 2003 года изрядное количество мероприятий в данном направлении, но к 2009 не выполнила ничего из намеченного.
Были собраны подписи, которые затем были переданы в мэрию. Пост заместителя главы города по транспорту на тот момент только-только занял Евгений Липович. И это оказалось большой удачей – такого толкового человека на этом посту не было ни до, ни после.
Несмотря на то, что большую часть своей трудовой жизни Евгений Ефимович посвятил заводу керамических изделий, став вице-мэром по вопросам транспорта, экологии и благоустройства, он старался разобраться в подконтрольной ему сфере, читал профильную литературу и мыслил очень прогрессивно. И результат не заставил себя ждать. В следующие два года было выполнено выделение трамвайных путей с помощью бордюрного камня на улице Машиностроителей (от Донбасской до 22-го партсъезда) и на Малышева (от Мира до Студенческой). Это было круто. На ряде улиц появилось выделение с помощью разметки. Эффект не тот – но всё равно прогресс.
И вот в 2012 году мэрия решила выделить трамваи на Макаровском мосту, что на улице Челюскинцев. Но тут своё истинное лицо показала ГИБДД в лице начальника областного управления, который грудью бросился защищать «притесняемые» машинки. Нашла коса на камень. Гаишники начали вставлять палки в колеса мэрии и в результате клинча программа обособления трамвайных путей сначала, как казалось, притормозила, но потом всё-таки остановилась. А после того, как Е. Е. Липович ушел из мэрии, придать её реализации импульс стало некому.
С тех пор ничего не происходит, а пассажиры трамваев теряют драгоценное время в пробках. Особенно обидно за улицу Малышева, переходящую в Высоцкого. Там осталось выделить два небольших фрагмента (от Гагарина до Мира; и от Новгородцевой до Сыромолотова), чтобы обеспечить «зеленый коридор» ЖБИ – УПИ.
Без обособления путей екатеринбургский трамвай не станет высокоэффективным транспортом. Эта первостепенная проблема должна быть решена!