В своё время Свердловску очень повезло – он попал в список городов, которые получили чешские трамваи.  Эстетически, а пожалуй, и технически иностранная техника превосходила продукцию отечественных вагоностроителей. С 1980 года до начала 2000-х свердловско-екатеринбургских трамвайных пассажиров возили только чешские «Татры».

Трамвай Tatra T-3въезжает на плотину городского пруда в Екатеринбурге
Чешские трамваи впервые появились в Свердловске в конце 50-х и со временем стали основой транспортного парка.

И сегодня львиная доля екатеринбургских трамваев – чехи, сделанные в 70-е–80-е годы. Даже после нескольких десятков лет эксплуатации они поддерживаются в исправном состоянии. Но ничто не вечно, рано или поздно усталость металла возьмет свое. Только есть ли адекватная замена?

С начала XXI века «чехов» стали теснить уральские «СПЕКТРы». На фото первый вагон 71-402.
С начала XXI века «чехов» стали теснить уральские «СПЕКТРы»

Уже в начале 90-х, когда Союз развалился и зарубежные вагоны стали российской провинции не по карману, в «татровских» городах начали понимать, что нужна отечественная альтернатива. Так по инициативе ЕТТУ появился консорциум «СПЕКТР», который должен был создать русскую «Татру». В начале 2000-х на екатеринбургских улицах начали появляться трамваи, сделанные на Уралтрансмаше. На данный момент таковых в депо «Гортранса» 68 единиц или около 15% от общей численности пассажирского подвижного состава. Оставшиеся 388 вагонов давно выработали свой ресурс и нуждаются в замене. Но мэрия, почти полностью заменившая парк автобусов, не спешит вкладывать деньги в электрический транспорт.

Стоимость четырехосного трамвая «Уралтрансмаша», максимально унифицированного с «Татрой»,  в районе 20 миллионов рублей (российские трамваи-«гармошки», состоящие из нескольких секций, стоять в 3–4 раза дороже). На обновление трамвайного парка нужны очень большие деньги. Счет идёт на миллиарды. И если выделять средства поэтапно, растянув обновление на десяток лет, более-менее возможно, то ситуация когда одномоментно потребуется  заменить все вагоны для бюджета города абсолютно неподъемна. При этом парк ветшает с каждым днем. И вроде бы нужно действовать, закупать не 5 вагонов в год (как в 2018 году).

Ступени в салоне трамвая 71-407-01
Ступени в салоне трамвая 71-407-01

Но есть одно но. Екатеринбург из чисто экономических соображений сделал ставку на поддержку местного производителя. А местный производитель за 20 лет так и не научился делать качественные и надежные трамваи.  Ни у пассажиров, ни у обслуживающего персонала они восторга не вызывают. Заменять парк сырой и проблемной техникой сомнительная затея. И как разрубить этот гордиев узел – не очень понятно.

Только бесконечно этот вопрос не может находиться в подвешенном состоянии. «Татры» – не вечные.

Но если вопрос обновления подвижного состава хотя бы на слуху, о нём в своих интервью заявляют чиновники, то есть много всего невидимого глазу обычного пользователя транспортных услуг. Это инфраструктура. Те же подстанции или кабельные линии… Советский ресурс конечен. Требуется замена оборудования и финансовые вложения. Пусть это не миллиарды, но об этом вообще никто вслух не говорит.