7 ноября 1929 года – открытие первой трамвайной линии Вокзал – Цыганская площадь, которая прошла по улицам 2-й Загородной – 8 Марта – Ленина – Толмачева – набережной Труда – Свердлова. В парке Свердловского трамвая 10 вагонов серии Х, произведенных на Мытищинском заводе.

1930 год – строительство и пуск трамвайных линий площадь 1905 года – ВИЗ (15 июля) и площадь М. Горького (пл. Обороны) – пр. Ленина (7 ноября). Организованы маршруты № 2 ВИЗ – Вокзал (первые месяцы ходит до пл. 1905 года); № 3 ВИЗ – пл. М. Горького; № 4 Цыганская пл. – пл. М. Горького.

Из Мытищ получено 9 вагонов серии Х.

1931 год – строительство и пуск (в августе) однопутной трамвайной линии Вокзал – УЗТМ, маршрут № 5.

Строительство и пуск (7 ноября) трамвайной линии во Втузгородок. Маршрут № 4 пущен по схеме Цыганская пл. – Втузгородок. Организованы новые маршруты: № 6 Пл. М. Горького – Вокзал; № 7 Втузгородок – ВИЗ.

Общая протяженность пути к концу года составила 38,8 км.

С Мытищинского завода получено 25 моторных вагонов серии Х и прицепных серии М.

УЗТМ приобрел и передал СГЖД (тогда предприятие называлось так: Свердловская городская железная дорога) 5 четырехосных моторных вагонов серии КМ и 10 четырехосных прицепных серии КП.

Начало строительства вагоноремонтных мастерских.

1932 год – из Ленинграда получено 2 двухосных двухсторонних вагона серии МС. С Мытищинского завода получено 12 вагонов серии Х. Два вагона серии Х передано Челябинску, где открылось движение.

В Свердловске организовано грузовое трамвайное движение. Получено 3 электровоза Подольского завода и 8 прицепных грузовых платформ.

1933 год – построен второй путь на УЗТМ, что позволило организовать маршрут № 8 Втузгородок – УЗТМ и продлить маршрут № 2 до Уралмаша.

Получено 40 прицепных вагонов серии М с Мытищинского завода. Силами вагоноремонтных мастерских построено два снегоочистителя.

1934 год – продление линий от пл. Обороны до Ленинской фабрики (современное кольцо «ЦПКиО») и по ул. 8 Марта до ул. Щорса. Маршрут № 5 направлен по схеме УЗТМ – Щорса.

Построена однопутная линия по ул. Куйбышева. Организован кольцевой маршрут А по улицам 8 Марта – Ленина – Луначарского – Куйбышева.

Из Мытищ получено 12 моторных и 14 прицепных вагонов.

На картине Бориса Цветкова запечатлено строительство моста через Исеть по улице Куйбышева и трамвая
На картине Бориса Цветкова запечатлено строительство моста через Исеть по улице Куйбышева и трамвая

1935 год – Верх-Исетский завод передал СГЖД подъездной путь на электростанцию, после электрификации которого стало возможным организовать маршрут № 11 ВИЗ – Электростанция.

Общая протяженность путей в городе 58,3 км.

1937 год – строительство и пуск линии Вокзал – Управление дороги. Маршрут № 1 пущен по схеме Щорса – Управление дороги.

Из Мытищ получены последние 3 вагона серии Х.

1939 год – в городе действуют 13 трамвайных маршрутов, которые обслуживают 69 моторных двухосников серии Х, 55 прицепных двухосников серии М, 5 четырехосных моторных вагонов серии КМ и 10 прицепных серии КП. Имеется 3 электровоза, 1 грузовой вагон, 1 спецвагон, 17 платформ.

1941 год – с началом войны весь автомобильный транспорт мобилизован на фронт. Трамвай становится «главным грузовиком города». На нем перевозят почту, продовольствие, снаряды, раненых…

1943 год – из блокадного Ленинграда доставлено 30 моторных и 30 прицепных вагонов серий МВ/ПВ дореволюционной постройки.

В Свердловске пущен троллейбус. СГЖД преобразована в СТТУ – Свердловское трамвайно-троллейбусное управление.

1944 год – пуск однопутной трамвайной линии на Мясокомбинат. Открыт маршрут № 12 Щорса – Мясокомбинат.

1945 год – 9 мая на улицы вышел Трамвай Победы, который сообщал свердловчанам, что война закончилась.

Спустя много лет работники ТТУ повторили это историческое событие, выпустив на улицы символический Трамвай Победы.

1946 год – из СТТУ 6 вагонов МВ передано в города области Карпинск, Краснотурьинск, Каменск-Уральский (на завод).

1947 год – из СТТУ 10 вагонов серии МВ передано в трамвайные хозяйства Барнаула и Смоленска.

1948 год – 25 октября открывается движение на новом направлении ВИЗ – Мясокомбинат (маршрут № 9). Построена новая трамвайная линия в поселок Эльмаш, с 25 ноября на нее перенаправлен маршрут № 2 (ВИЗ – Эльмаш). Открыт маршрут № 10 Эльмаш – УЗТМ.

1949 год – строительство и пуск однопутной трамвайной линии Крылова – Кушвинская. Строительство и пуск однопутной автономной трамвайной линии в поселок станции Свердловск-Сортировочный (маршрут № 13). Трамвайная линия на Эльмаше продлена до Зеленого городка. Однопутная линия Щорса – Мясокомбинат продлена до Вторчермета.

Общая протяженность путей составляет 76,2 км.

1950 год – получены первые 4 четырехосных цельнометаллических вагона серии МТВ-82 с Рижского завода. Из СТТУ в Ижевск отправлено 5 старых прицепных двухосных вагонов серии ПВ, взамен получено 5 четырехосных прицепных КП.

1951 год – получено 11 новых вагонов МТВ-82.

1952 год – получено 14 новых вагонов МТВ-82.

1953 год – однопутная трамвайная линия на Сортировке продлена до поселка Семь ключей. Общая протяженность путей трамвая состоавляет 83,1 км. В городе действует 14 трамвайных маршрутов.

1955 год – строительство и пуск линии по ул. Луначарского от Ленина до Челюскинцев. Создание кольцевой развязки у гостиницы «Исеть».

Организация в рамках СТТУ службы водного транспорта на озере Шарташ. Получено два водометных катера «Ермак» и «Варяг».

Трамвай серии Т-2 на кольце возле гостиницы «Исеть»

1956 год – строительство и пуск второго трамвайного пути на Вторчермет.

1957 год – трамвайное кольцо с улицы Щорса перенесено на ул. Южную. Открыты новые трамвайные маршруты № 15 Вторчермет – Втузгородок; № 16 Эльмаш – Втузгородок.

Из Риги получены 11 вагонов МТВ-82, из Москвы – 8 старых двухосных прицепных вагонов.

1958 год – организовано беспересадочное трамвайное сообщение с Сортировкой по ул. Бебеля. Пуск трамвайной линии на Шарташ, куда перенаправлены маршруты № 4 и 16. Пущен маршрут № 17 Эльмаш – УЗТМ.

Из Чехословакии получены первые 13 вагонов серии Т-2, из Риги получено 6 вагонов МТВ-82. Катера на Шарташе переданы Управлению малых рек.

1959 год – строительство и пуск второго трамвайного пути по ул. Халтурина. Кольцо во Втузгородке перенесено вглубь, на ул. Студенческую.

Из Чехословакии получено 7 вагонов Т-2. Из Риги получено 16 вагонов МТВ-82, из Киева – 2 поезда из вагонов КТВ-55/КТП-55. Москва передала 12 старых двухосных прицепных вагонов, Ижевск – 2 моторных серии Х.

Сдана в эксплуатацию первая очередь Северного трамвайного депо.

Началось строительство трамвайной линии через новый мост по ул. Челюскинцев.

1960 год – реконструировано трамвайное кольцо на ВИЗе.

Поступил роторный снегоочиститель РГС-3 Горьковского завода. Всего в городе 8 трамвайных снегоочистителей.

Из Ленинграда получен вагон-рельсотранспортер РТ-25.

Трамвайный парк состоит из моторных двухосных вагонов серий Х (75 вагонов), МВ (4 вагона). Моторные четрыхосные: 109 серии МТВ-82, 5 серии КМ, 2 серии КТВ-55, 33 серии Т-2. Прицепных вагонов 99: 79 серии М, 3 серии ПВ, 15 серии КП, 2 серии КТП-55.

1961 год – в город начали поступать новые трамвайные вагоны РВЗ-6 Рижского завода.

1962 год – построен второй путь на Сортировке от Кушвинской до остановки «Почта». Оборудовано трамвайное кольцо вместо тупика на Электростанции. В город поступила последняя партия вагонов Т-2. Всего с 1958 по 1962 гг. в город поступило 67 таких вагонов.

1963 год – строительство и пуск новой линии на Уралмаше по улицам Машиностроителей – Донбасской – Бакинских комиссаров – Победы (маршрут № 19). Для подачи вагонов на эту линию через площадь I Пятилетки проложена временная ветка.

Открыт трамвайный маршрут № 20 ЦПКиО – Шарташ.

В конце года в город прибыли 19 первых вагонов серии Т-3 из Чехословакии.

Трамвай Т-3 на 19 маршруте. Фото: Александр Башкиров

1964 год – началась эксплуатация новых чехословацких вагонов серии Т-3.

Трамвайная линия на Уралмаше продлена по улицам Победы – Кузнецова. Соцгород Уралмаш опоясало трамвайное кольцо. По новой линии пущены маршруты №№ 8, 17, 19.

Проложены вторые пути на Сортировке от остановки «Почта» до поселка Семь ключей.

Построен новый автомобильно-трамвайный мост через реку Исеть по ул. Бебеля.

Вагоноремонтными мастерскими создано четыре первых двухвагонных поезда из вагонов серии МТВ-82.

Списан последний вагон дореволюционной постройки серии МВ.


Двухвагонный поезд МТВ-82 на площади 1905 года
Двухвагонный поезд МТВ-82 на площади 1905 года.
Фото: А. И. Шестаков.
Двухвагонный поезд МТВ-82, вид сзади
Двухвагонный поезд МТВ-82, вид сзади. Фото: А. И. Шестаков.

1965 год – протяженность трамвайных путей в городе составляет 128,9 км. Поступило 20 новых трамваев серии Т-3.

1966 год – в СТТУ поступило 10 новых вагонов серии Т-3 из ЧССР и 28 подержанных прицепных двухосников серии С из Москвы.

1967 год – из Чехословакии получены первые 5 сочлененных шестиосных вагонов серии К-2, а также 10 вагонов серии Т-3.

Началось списание старых трамвайных вагонов серии Х с прицепами М и С.

В 1963–1967 годах в город поступило 74 вагона Т-3. Освоена их эксплуатация по системе многих единиц.

Сочлененный трамвай-гармошка серии К-2 возле Главпочтамта (18 маршрут)
Сочлененный трамвай-гармошка серии К-2 возле Главпочтамта (18 маршрут).

1968 год – все 14 вагонов РВЗ-6 переданы в Новосибирск, взамен получены 15 подержанных вагонов МТВ-82.

Из Чехословакии получены 10 сочлененных вагонов серии К-2.

1969 год – открыт трамвайный маршрут № 21 ЦПКиО – Управление дороги. Получено 5 вагонов К-2 из Чехословакии, 22 бывших в эксплуатации вагона МТВ-82 из Уфы.

1970 год – начали поступать вагоны серии Т-3 нововй модификации. Вступает в строй вторая очередь Северного трамвайного депо.

Вагоны Т-3 начали эксплуатироваться в Северном депо.

1971 год – открыто трамвайное движение по улице Уральской. По новой линии направлены трамваи 16 и 20 маршрутов, организованы новые маршруты: № 22 Машиностроителей – УПИ; № 23 Втузгородок – Управление дороги.

Отставлены от пассажирской работы и переведены в спецсостав вагоны серии КМ. В Южном депо списаны все вагоны серии Х. Пассажирский подвижной состав Южного депо состоит полностью из чехословацких вагонов серий Т-2, К-2 и Т-3.

В Северное депо переданы из Воронежа, Смоленска и Осинников 20 старых вагонов МТВ-82. 10 из нех переоборудованы в прицепные. Всего в 1964–1972 годах силами вагоноремонтных мастерских в прицепные переоборудовано 57 моторных вагонов МТВ-82.

1972 год – открыта новая трамвайная по улице Бебеля, связавшая районы Уралмаша и Сортировки. По новой линии пущены маршруты №№ 6 и 19. Открыт маршрут № 24.

Открыто трамвайное движение до ул. Фрезеровщиков. Открыт трамвайный маршрут № 25 Вторчермет – Фрезеровщиков.

В Северном депо списаны последние вагоны серии Х.

1973 год – ввод в эксплуатацию новой трамвайной линии по улицам Радищева и Белореченской до ул. Волгоградской. Открыт трамвайный маршрут № 26 УПИ – Волгоградская.

В вагоноремонтных мастерских на базе вагонов МТВ-82 созданы вагон-вышка для обслуживания контактной сети и грузовой вагон.

Началась постепенная замена вагонов серий МТВ-82 и Т-2 вагонами Т-3.

1974 год – протяженность трамвайных линий в городе составляет 154,5 км. За 45 лет трамваями перевезено 7 миллиардов пассажиров.

1975 год – в Северном депо списаны вагоны киевского производства КТВ-55/КТП-55.

1976 год – поступил новый снегоочиститель ГС-4 постройки Безымянского завода (г. Куйбышев).

1977 год – пуск трамвайной линии на Керамический завод.

На городских маршрутах работают: 91 вагон серии МТВ-82, 42 прицепа из вагонов МТВ-82, 33 вагона Т-2, 18 вагонов К-2, 227 вагонов Т-3.

На базе двухвагонного поезда МТВ-82 создан поливомоечный вагон.

1978 год – из Чехословакии стали поступать вагоны Т-3 в трехдверном варианте. За год поступило 66 таких вагонов.

1979 год – демонтаж трамвайной линии по улицам Толмачева – Дзержинского – Свердлова.

К 50-летию трамвайного движения в Южном депо отреставрирован и начал эксплуатироваться в качестве экскурсионного трамвайный вагон серии Х.

Трамваи по улице Свердлова ходили с момента открытия трамвайного движения в городе и до 1979 года, когда линия была демонтирована.


1980 год – пуск трамвайной линии Волгоградская – ВИЗ.

Списаны последние вагоны старых марок: МТВ-82, Т-2, К-2. На базе МТВ-82 создан спецвагон-кран.

1981 год – на базе первых трамвайных вагонов Т-3 (1963–1964 годов выпуска) созданы вагон-столовая для питания водителей, вагон-сетеизмеритель и вагон-вышка для обслуживания контактной сети.

Получено 28 новых вагонов Т-3.

1982 год – получено 30 новых вагонов Т-3.

1983 год – открыто трамвайное движения на ЖБИ до улицы 40 лет ВЛКСМ. Протяженность трамвайных путей составила 171 км.

1984 год – открыт трамвайный маршрут № 27 Южная – Вокзал.

Поступило 10 новых вагонов серии Т-3.

1985 год – построен трамвайный путепровод по улице Халтурина в районе остановки «Кушвинская».

1986 год – для строительства станции метро «Площадь 1905 года» сняты трамвайные пути по ул. 8 Марта от ул. Радищева до пр. Ленина. Построена компенсационная линия по ул. Московской.

Открыты трамвайные маршруты № 28 УЗТМ – Фрезеровщиков и № 29 ЦПКиО – Вокзал.

Вновь открыто трамвайное кольцо на Кушвинской.

1987 год – из Чехословакии прибыли первые 5 вагонов нового типа Т-3М (Т6B5 по классификации завода-изготовителя) с тиристорно-импульсной системой управления.

1989 год – введено в эксплуатацию Западное трамвайное депо.

Из Чехословакии получено 33 вагона Т-3М.

1990 год – создан вагон-струг для очистки трамвайных путей от наледи.

1992 год – пущена трамвайная линия по ул. Московской от ул. Радищева до Дворца спорта. 29 октября открыт маршрут № 32 Дворец спорта – 40 лет ВЛКСМ.

1993 год – из Уфы передано 22 подержанных вагона Т-3М.

В Екатеринбурге создан консорциум «СПЕКТР» для организации производства уральского трамвая.

1994 год – из Владикавказа передано 10 вагонов Т-3М в плохом состоянии. После ремонта 8 из них эксплуатируются в Западном депо.

По программе «СПЕКТР» началась модернизация вагонов Т-3 на ЕТТРЗ и на ЗСМК (г. Верхняя Пышма).

1997 год – построен новый путепровод по ул. Смазчиков.
На заводе «Уралтрансмаш» изготовлен первый образец трамвайного вагона «СПЕКТР».

2009 год – 26 октября открыт трамвайный маршрут № 33 ЦПКиО – Дворец спорта.

2011 год – поступили 5 подержанных вагонов серии Т-3М из Минска. После восстановительного ремонта они вышли на маршруты.

2012 год – строительство и пуск (1 ноября) трамвайной линии по ул. Фучика до станции метро «Ботаническая». На новую линию направлен маршрут № 5. Открыт новый маршрут № 34 Керамическая – Метро «Ботаническая».

В Минске куплен один подержанный вагон серии Т-3М.

2015 год – с 6 октября на городских маршрутах испытываются с пассажирами вагоны новых моделей производства «Уралтрансмаша»: трехсекционный со 100% низкого пола 71-409-01 и 71-407-01 с низкопольной средней площадкой.

2017 год – открытие движения (11 декабря) по новой трамвайной линии на ул. Татищева, соединившей пл. Коммунаров с перекрестком Татищева – Красноуральская. На новом направлении работают маршруты № 2 и 18. Маршрут № 18 продлен до конечной станции «Волгоградская».

2018 год – в декабре Трамвайно-троллейбусное управление реорганизовано в ЕМУП «Гортранс» путем присоединения Муниципального объединения автобусных предприятий.