14 июня 1896 года – Екатеринбургская городская дума рассмотрела заявление А. Д. Елтышева о намерении постройки электрической железной дороги в городе. Дума решительно поддержала эту идею.

18 января 1899 года – дума рассмотрела проект договора с Елтышевым и единогласно решила предоставить ему концессию на устройство и эксплуатацию в Екатеринбурге «железнодорожного, электрическою силою, пассажирского и грузового движения по городу».

12 июля 1899 года – дума утвердила технические условия на строительство трамвая.

28 октября 1900 года – пермский губернатор (до 1923 года Екатеринбург был уездным городом Пермской губернии) уведомил Екатеринбургскую думу о том, что российское Министерство внутренних дел дало разрешение на устройство в городе Екатеринбурге электрического трамвая на условиях договора с господином Елтышевым.

Но строительство так и не началось, на 10 лет идея постройки трамвая заглохла.

1910 год – В. В. Павловский запросил концессию на устройство пассажирского и грузового электротранспорта, а также прокладку водопровода и канализации. Но действия управы, как и в случае с  Елтышевым, уперлись в бюрократию.

1912 год –  учреждена Комиссия для изыскания мер к улучшению существующего в Екатеринбурге электрического освещения. Комиссия пришла к выводу, что городу следует строить свою электростанцию: не только для освещения, но и для трамвая, чтобы работа станции была более выгодной.

1916 год – осенью дума приступила к выбору проекта проложения линий, предложенных фирмами «Динамо», «Всеобщая компания электричества», «АСЕА», «Эрикосн».

30 декабря 1916 года – в петербургской конторе российского общества «Сименс-Шуккерт» получили данные для проектирования и констатировали: трамвай в Екатеринбурге будет построен только после окончания мировой войны.

1923 год – Екатеринбург становится центром Уральской области, что дает импульс  для развития. В 1924 году город переименован в Свердловск. В условиях масштабного промышленного и гражданского строительства, увеличения населения и жилого фонда, строительство водопровода, канализации и трамвая становится первейшей задачей. Пущенное в 1924 году автобусное сообщение не сняло потребность в пассажирских перевозках.

1927 год – в апреле вопрос о постройке трамвая ставится на заседание Свердловского исполкома. В результате обмена мнениями члены президиума облисполкома пришли к выводу: Трамваю быть!

23 мая 1928 года – Московский государственный электротехнический трест  (ГЭТ) защитил детальный проект строительства трамвая в Свердловске. 17 августа окончательный проект утвержден, Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР дает зеленый свет строительству трамвая в городе. По плану в 1928–1929 годах строится первая линия Вокзал – Цыганская площадь (6692 метра двойного пути и 1405 метров паркового пути). Тяговая подстанция с двумя ртутными выпрямителями по 300 кВт каждый оборудуется в здании бывшей электростанции «Луч». Для ночной стоянки вагонов, их осмотра и ремонта запроектирован парк с мастерскими на Цыганской площади.

Картина Ивана Слюсарева «Открытие трамвайного парка в Свердловске»
Картина Ивана Слюсарева «Открытие трамвайного парка в Свердловске»

7 ноября 1929 года – утром у трамвайного парка в полукольце вагонов состоялся торжественный митинг. Председатель горсовета Анна Бычкова разрезала красную ленту, преграждавшую путь, и один за другим 10 вагонов под звуки духового оркестра двинулись по улицам города.  В Свердловске-Екатеринбурге началось  регулярное трамвайное движение. Первая линия пролегала по современным  улицам Фрунзе, 8 Марта, проспекту Ленина, Толмачева, Свердлова.