Один из ключевых параметров работы трамвайной системы – это выпуск вагонов на маршруты. Можно построить сколько угодно путей, но это не будет развитием, если нет возможности обеспечить выпуск (и как следствие — приемлемые интервалы движения). К сожалению, об этом не думают при строительстве новых линий. По сложившейся в Екатеринбурге практике открытие новых маршрутов осуществляется путем снятия поездов с имеющихся. Так было и в случае с Верхней Пышмой, когда для запуска нового направления было уменьшено количество трамваев на маршрутах №№ 13, 2, 7, 8, 22, 24. Для запуска линий в Академический и Солнечный снимать уже просто нечего: из-за нехватки персонала выпуск постоянно падает, «Гортранс» не в состоянии закрыть даже имеющиеся маршруты, а пассажиры не могут дождаться трамваев, которые еще несколько лет назад ходили более-менее нормально. Давайте сравним, как изменилась ситуация за 10 лет.
Для этого возьмем плановые показатели выпуска 2012 и 2022 года (расписание с 01.09.2022 г.).
В 2012 году по будним дням на маршруты Екатеринбурга выходило 255 трамваев, из них было 111 двухвагонных, что в итоге составляло 366 вагонов. По состоянию на 2022 год общий выпуск упал на 70 единиц и составлял уже 297 вагонов: 199 трамваев, из них 98 двухвагонных. Кажется, небольшой оптимизм внушают оранжевые столбики показателей, прописанных в контракте 2023 года. Про это мы поговорим чуть ниже, а пока спойлер: эти показатели тотально не выполняются. В отличие от того же 2012 года, когда выполнение планового выпуска осуществлялось всегда за редкими небольшими отклонениями.
Суббота и воскресенье друг от друга отличаются мало, поэтому обойдемся одним графиком.
Именно в выходные дни выпуск пострадал самым драматичным образом. В 2012 году в субботу и воскресенье вагонов выпускалось соответственно 285 (200 трамваев, из них 85 двухвагонных) и 278
(200 трамваев, из них 78 двухвагонных). В 2022-м выпуск по выходным дням стал 163 вагона (двухвагонных – 0). «Гортранс» (тогда еще ТТУ) отказался от двухвагонных сплоток по выходным еще в 2013-м. Делалось несколько робких попыток выпускать на отдельные маршруты двухвагонные трамваи (последняя – в апреле 2023), но все это очень далеко от той былой трамвайной роскоши. Последним контрактом 2023 г. предусмотрен выпуск всего 14 двухвагонных трамваев по выходным. Справедливости ради следует отметить, что с апреля этот параметр несколько превышается оператором-перевозчиком, но это обусловлено скорее не человеколюбием по отношению к пассажирам, которые вынуждены толкаться в забитых «одиночках», а необходимостью выполнять параметры контракта, которые просели из-за тотального недовыпуска.
Любопытно взглянуть на расклад выпуска в разрезе маршрутов.
Двенадцать сплоток на «копейке», шестнадцать поездов (30 вагонов) на «пятнадчике», десять поездов на тридцать втором, по восемь на «тройке» и двадцать первом. По сегодняшним временам выглядит как фантастика.
А вот показатели 2022-го.
Прежде чем перейти к дню сегодняшнему, нужно еще раз сделать оговорку, что в 2010-е выполнение плановых показателей по выпуску было нормой, поэтому на эти цифры вполне можно ориентироваться. В 2023 году есть цифры, заложенные в муниципальном контракте, а есть суровая фактическая реальность. Для оценки возьмем свежий «факт» за два дня каждой категории. Два, а не один, чтобы нельзя было списать на неудачный день, погодные катаклизмы и ремонтные работы. Так же возьмем два времени суток ( «пиковых» или около того, чтобы количество трамваев было максимальным). Сравнивать будем только по количеству поездов, т. к. в открытых текущих данных нет информации о составности.
По этим столбикам динамика «отрицательного развития» трамвайной системы Екатеринбурга понятна без лишних слов.
В разрезе маршрутов ситуация следующая:
Тут важно сделать напоминание, что в августе 2023 г. администрацией Екатеринбурга была проведена реформа нумерации маршрутов и при сравнении нужно учитывать, что маршрут № 12 = старому маршруту №32, маршрут № 16 = старому маршруту № 26, маршрут № 17 = старому маршруту № 27, маршрут № 9 = старому маршруту № 34. Часть других маршрутов изменена. Подробнее здесь.
А теперь представьте, что такое 3 или 4 трамвая на маршруте № 12 (ex. 32), время оборотного круга на котором составляет 136 минут. Комментарии излишни.