Один из ключевых параметров работы трамвайной системы – это выпуск вагонов на маршруты. Можно построить сколько угодно путей, но это не будет развитием, если нет возможности обеспечить выпуск (и как следствие — приемлемые интервалы движения). К сожалению, об этом не думают при строительстве новых линий. По сложившейся в Екатеринбурге практике открытие новых маршрутов осуществляется путем снятия поездов с имеющихся. Так было и в случае с Верхней Пышмой, когда для запуска нового направления было уменьшено количество трамваев на маршрутах №№ 13, 2, 7, 8, 22, 24. Для запуска линий в Академический и Солнечный снимать уже просто нечего: из-за нехватки персонала выпуск постоянно падает, «Гортранс» не в состоянии закрыть даже имеющиеся маршруты, а пассажиры не могут дождаться трамваев, которые еще несколько лет назад ходили более-менее нормально. Давайте сравним, как изменилась ситуация за 10 лет.
Для этого возьмем плановые показатели выпуска 2012 и 2022 года (расписание с 01.09.2022 г.).

Сравнение выпуска трамваев в Екатеринбурге в 2012 и 2022 годах
Сравнение выпуска трамваев в Екатеринбурге в 2012 и 2022 годах

В 2012 году по будним дням на маршруты Екатеринбурга выходило 255 трамваев, из них было 111 двухвагонных, что в итоге составляло 366 вагонов. По состоянию на 2022 год общий выпуск упал на 70 единиц и составлял уже 297 вагонов: 199 трамваев, из них 98 двухвагонных. Кажется, небольшой оптимизм внушают оранжевые столбики показателей, прописанных в контракте 2023 года. Про это мы поговорим чуть ниже, а пока спойлер: эти показатели тотально не выполняются. В отличие от того же 2012 года, когда выполнение планового выпуска осуществлялось всегда за редкими небольшими отклонениями.

Суббота и воскресенье друг от друга отличаются мало, поэтому обойдемся одним графиком.

Именно в выходные дни выпуск пострадал самым драматичным образом. В 2012 году в субботу и воскресенье вагонов выпускалось соответственно 285 (200 трамваев, из них 85 двухвагонных) и 278
(200 трамваев, из них 78 двухвагонных). В 2022-м выпуск по выходным дням стал 163 вагона (двухвагонных – 0). «Гортранс» (тогда еще ТТУ) отказался от двухвагонных сплоток по выходным еще в 2013-м. Делалось несколько робких попыток выпускать на отдельные маршруты двухвагонные трамваи (последняя – в апреле 2023), но все это очень далеко от той былой трамвайной роскоши. Последним контрактом 2023 г. предусмотрен выпуск всего 14 двухвагонных трамваев по выходным. Справедливости ради следует отметить, что с апреля этот параметр несколько превышается оператором-перевозчиком, но это обусловлено скорее не человеколюбием по отношению к пассажирам, которые вынуждены толкаться в забитых «одиночках», а необходимостью выполнять параметры контракта, которые просели из-за тотального недовыпуска.

Любопытно взглянуть на расклад выпуска в разрезе маршрутов.

Таблица выпуска трамваев по маршрутам Екатеринбурга. 2012 год.
Выпуск трамваев по маршрутам (2012 год)

Двенадцать сплоток на «копейке», шестнадцать поездов (30 вагонов) на «пятнадчике», десять поездов на тридцать втором, по восемь на «тройке» и двадцать первом. По сегодняшним временам выглядит как фантастика.
А вот показатели 2022-го.

Таблица выпуска трамваев по маршрутам Екатеринбурга. 2022 год.

Выпуск трамваев по маршрутам (2022 год)

Прежде чем перейти к дню сегодняшнему, нужно еще раз сделать оговорку, что в 2010-е выполнение плановых показателей по выпуску было нормой, поэтому на эти цифры вполне можно ориентироваться. В 2023 году есть цифры, заложенные в муниципальном контракте, а есть суровая фактическая реальность. Для оценки возьмем свежий «факт» за два дня каждой категории. Два, а не один, чтобы нельзя было списать на неудачный день, погодные катаклизмы и ремонтные работы. Так же возьмем два времени суток ( «пиковых» или около того, чтобы количество трамваев было максимальным). Сравнивать будем только по количеству поездов, т. к. в открытых текущих данных нет информации о составности.

Сравнение планового и фактического выпуска трамваев в Екатеринбурге (2012, 2022, 2023 гг.). Будние дни
Сравнение планового и фактического выпуска трамваев (2012, 2022, 2023 гг.). Будние дни
Сравнение планового и фактического выпуска трамваев в Екатеринбурге (2012, 2022, 2023 гг.). Суббота

Сравнение планового и фактического выпуска трамваев (2012, 2022, 2023 гг.). Суббота
Сравнение планового и фактического выпуска трамваев в Екатеринбурге (2012, 2022, 2023 гг.). Воскресенье


Сравнение планового и фактического выпуска трамваев (2012, 2022, 2023 гг.). Воскресенье

По этим столбикам динамика «отрицательного развития» трамвайной системы Екатеринбурга понятна без лишних слов.

В разрезе маршрутов ситуация следующая:

Фактические показатели выпуска трамваев на маршруты Екатеринбурга (октябрь, ноябрь 2023 г.)
Фактические показатели выпуска (октябрь, ноябрь 2023 г.)

Тут важно сделать напоминание, что в августе 2023 г. администрацией Екатеринбурга была проведена реформа нумерации маршрутов и при сравнении нужно учитывать, что маршрут № 12 = старому маршруту №32, маршрут № 16 = старому маршруту № 26, маршрут № 17 = старому маршруту № 27, маршрут № 9 = старому маршруту № 34. Часть других маршрутов изменена. Подробнее здесь.

А теперь представьте, что такое 3 или 4 трамвая на маршруте № 12 (ex. 32), время оборотного круга на котором составляет 136 минут. Комментарии излишни.